| Несколько вопросов о сое |
|
| 30.08.2010 10:27 |
|
Соя является одним из продуктов, частых в рационе почти каждого вегетарианца или вегана, который вызывает больше всего споров. Одно время все считали сою чуть ли не решением всех проблем. Потом решили, что она опасна для здоровья. «Вегетарианский журнал» (http://www.vrg.org) разрешил эту проблему: « Ничего нет удивительного в том, что люди не знают, чему верить в отношении сои. Результаты новых исследований о пользе сои появляются каждый день. Возможными причинами для употребления соевых продуктов может быть возможность предотвращения болезней сердца, укрепления костей, уменьшения риска заболевания некоторыми видами рака и снижения веса. Тем не менее, существует огромное количество сайтов и брошюр, в которых говорится, что соя вредна для здоровья. Это обосновывается результатами различных исследований, но очень часто происходит так, что их фальсифицируют, чтобы преподнести сою как вредный для человеческого здоровья продукт. На самом деле соя не является ни панацеей от всех болезней, ни ядом. Несомненно, соевые продукты могут разнообразить рацион вегетарианца и положительно повлиять на здоровье, но они должны быть лишь частью диеты, а не ее основой.
Соевые бобы содержат большое количество изофлавонов. Это тип фитоэстрогенов, которые обладают теми же свойствами, что и гормон эстроген, только вырабатывается растениями. Уровень изофлавонов в соевых продуктах являются основной причиной для рассуждений о влиянии сои на здоровье. Недавно группа ученых из разных стран проанализировали более 200 исследований, посвященных сое, и сделали вывод, что «на основе существующих результатов исследований можно заключить, что изофлавоны являются безопасными для здоровья человека». Принимая во внимание количество изофлавонов, потребляемых в странах, где соя является обязательной составляющей диеты и не вызывает никаких отрицательных последствий, можно заключить, что соя не является потенциально опасным продуктом. В среднем житель Японии потребляет 65 грамм сои в день, т.е. 20-30 мг изофлавонов в день. В Китае более высокий уровень потребления: у женщин – 39 мг в день, в Сингапуре – 35 мг в день. Соя и младенцы, дети, беременность В течении беременности изофлавоны, потребляемые матерью, поступают к ребенку. Высокие уровни изофлавонов были зарегистрированы у здоровых японских младенцев. Примечательно, что в крови их матерей так же были зарегистрированы высокие уровни этого гормона. Проблем со здоровьем не было ни у детей, ни у их матерей, из чего можно сделать вывод, что изофлавоны безопасны. Но некоторые ученые склонны утверждать, что врожденный дефект пениса, или гипоспадия, чаще встречается у младенцев, чьи матери придерживались вегетарианской диеты в течении беременности. Несмотря на то, что это связывают с употреблением соевых продуктов, прямых доказательств этой связи нет. Основываясь на этом можно заключить, что нет причин избегать соевых продуктов во время беременности. В случае, если у матери нет возможности кормить ребенка грудью, состав соевого молока является самым близким к грудному. Исследователи пришли к выводу, что употребление соевых продуктов не влияет на способность к деторождению, не увеличивает число выкидышей, не вызывает врожденные дефекты. Из этого можно заключить, что соя может входить в детский рацион как часть здоровой диеты. Соя и рак груди Содержание фитоэстрогенов в сое у многих потребителей вызывает беспокойство, т.к. их связывают с риском заболевания раком груди. Но изофлавоны сои не оказывают на ткани груди такой же эффект, как эстроген, поэтому не может вызывать рак. Возможно, употребление соевых продуктов в раннем возрасте предотвращает заболевание раком груди. Одно из исследований показало, что китаянки, потреблявшие большое количество сои в юношеском возрасте, меньше подвержены этому заболеванию в зрелом возрасте. Некоторые исследователи предполагают, что употребление сои ведет к более долгому менструальному циклу, что так же снижает риск заболевания раком груди, хотя не все исследования подтверждают влияние сои на продолжительность менструального цикла. Соя и функционирование мозга Беспокойство касательно влияния сои на мозг было вызвано исследованием, в результате которого была обнаружена связь между регулярным потреблением тофу и слабоумием у японцев и американцев. Но эти данные были опровергнуты в результате другого исследования. Соя и репродуктивность Фитоэстроген, содержащийся в сое, привел некоторых к заключению, что потребление сои может отразиться на способности к деторождению. Безусловно, из Китая и Японии, где соя является обязательной частью рациона, не поступало никаких сообщений о проблемах с рождаемостью. Так же подтверждениями безопасности сои в этом отношении являются результаты исследования, в ходе которого было установлено, что два месяца употребления соевых добавок никак не отразились на половых функциях участвовавших в эксперименте мужчин и женщин, а так же результаты опытов, в ходе которых было доказано, что состав сои не влияет на способность к воспроизведению. Соя и щитовидная железа Соя может вызвать проблемы у людей, потребляющих недостаточно йода. При потреблении йодированной соли и других источников йода, негативное воздействие сои на щитовидную железу может быть минимизировано. При проведении клинических исследований, когда соя добавлялась в рацион, не было зафиксировано никаких негативных воздействий на щитовидку. Результаты некоторых исследований, наоборот, позволяют предположить, что частое употребление сои позволяет снизить риск заболевания раком щитовидной железы у женщин. Соевые продукты как источник белка Является ли соя источником всех необходимых человеку аминокислот? Всемирная Организация Здравоохранения установила, что в сое содержатся все важные для человека аминокислоты. В добавок к этому, было установлено, что соевый белок является эквивалентом животного. Соя и усвоение минералов «В соевых продуктах содержится большое количество фитиновой кислоты, которая затрудняет усвоение организмом кальция, железа и цинка» - утверждают противники сои. И снова, это только часть правды. Да, в соевых продуктах содержится большое количество фитиновой кислоты, которая снижает усвоение некоторых минералов. Тем не менее, это не до конца правда. Кальций хорошо усваивается из соевых продуктов. Например, кальций из обогащенного соевого молока усваивается на 75% как и кальций из коровьего. Ко всему прочему, было доказано, что изофлавоны, содержащиеся в сое, положительно влияют на состояние костей. Фитаты, содержащиеся в соевых продуктах, ухудшают поступление железа в организм, но эту проблемы можно решить, по крайней мере, частично, потреблением продуктов, богатых витамином С, вместе с соей. Недавние исследования показали, что соя может стать источником железа для людей с его дефицитом. Невозможно отрицать, что цинк плохо усваивается из соевых продуктов. Но одного аргумента недостаточно для исключения соевых продуктов из диеты. В целом можно заключить на основе многих исследований, что сою можно смело включать в рацион. |



Mari: